За последние два года ESA уже во второй раз демонстрирует свою заинтересованность в разработке компании Reaction Engines, в частности, к двигателю Sabre, которым планируется оснащать космоплан, передает Reuters.
Эта разработка может стать самым большим прорывом в авиации со времен реактивных двигателей. Двигатель Sabre потенциально способен удвоить потолок скорости реактивных самолетов (с 2,5 скоростей звука до пяти), используя для создания тяги только атмосферный воздух. С такой скоростью Skylon сможет подниматься на высоту 23-25 километров, где его гибридная силовая установка в ответ на падение мощности из-за разреженного воздуха переключится на ракетный режим и выведет аппарат на околоземную орбиту.
Конкурирующие проекты, например, такие как разрабатываемый ВВС США X-51A Waverider, или HTV-2, создаваемый в DARPA, аналогичным образом используют атмосферный воздух для создания огромной тяги. Однако, переключение на ГПВРД в них происходит на высоких скоростях. Из-за этого им требуется помощь для разгона, например — в виде твердотопливных ракетных ускорителей. Главное преимущество Sabre как раз заключается в том, что он может развивать гиперзвуковую скорость спустя считанные минуты после старта с обычной взлетно-посадочной полосы, не используя при этом ракету или самолет-носитель.
Главная сложность конструкции Sabre состоит в теплообмене. Засасываемый с огромной скоростью воздух должен быть сжат до попадания в камеры сгорания. В процессе сжатия его температура может достигать 1800 градусов Цельсия. Для того, чтобы не расплавить внутренние компоненты двигателя, воздух требуется охладить за сотые доли секунды, и без образования обледенения на охладителе.
Решение, придуманное и успешно испытанное в Reaction Engines, держится в секрете. Компания даже не подала заявки на получение патентов, чтобы не раскрывать технических подробностей. Продемонстрированные тесты убедили представителей ESA, подтвердивших, что во время демонстрации входящий поток воздуха температурой 1000 градусов Цельсия охлаждался до -150 градусов за 1/100 секунды (в шесть раз быстрее моргания), а значитЮ создание работающего гибрида реактивного и ракетного двигателя со всеми характеристиками Sabre возможно.
Если самолёт полетит, он станет первым аппаратом, который сможет достигать орбиты фактически за одну стадию. Это откроет дорогу для организации регулярных полетов за пределы земной атмосферы и существенно снизит цену вывода килограмма полезной нагрузки на орбиту. Главная сложность для Reaction Engines пока заключается в поиске финансирования в размере 9-12 миллиардов долларов.