Эволюция приспособила человеческую руку для драк

20.12.2012, 21:30
Эволюция приспособила человеческую руку для дракФото: cosmosmagazine.com
Исследователи из Университета штата Юта (США) выдвинули новое предположение о главной движущей силе эволюции человеческой руки, передает «Компьютерра–Онлайн».

Принято считать, что развитие человеческой руки, гибких пальцев и ладони, происходило из-за необходимости совершения тонких манипуляций. Однако, по мнению американских ученых, движущая сила её эволюции была другой. Исследователи считают, что рука человека в первую очередь предназначена для того, чтобы бить.

Главной особенностью человеческой кисти исследователи называют ее способность сжиматься в кулак. Ни у одной из обезьян рука так не складывается.

Чтобы проверить своё предположение о боевом характере человеческой кисти, учёные провели специальный эксперимент. Они пригласили десять мужчин 22–55 лет, которые занимались боксом или другими боевыми искусствами, и попросили их ударить несколько раз по боксёрской груше. Участники эксперимента должны были бить грушу по-разному: сверху, снизу и сбоку, действуя либо сжатым кулаком, либо открытой ладонью.

С помощью датчиков, установленных на груше, исследователи выяснили, что сила, с которой бьют кулак и открытая ладонь, одинакова, но кулак помогает собрать её на меньшей площади. В итоге повреждения, которые можно нанести кулаком, в 1,7 раза больше, чем при ударе раскрытой ладонью, даже если их сила совпадает.

Во второй серии опытов исследователи оценивали, насколько хорошо в кулаке защищены пальцы. Когда человек сжимает руку, подушечки его пальцев примыкают к верхним подушечкам ладони, а большой палец покрывает сверху указательный, средний и отчасти безымянный. Испытуемые должны были медленно нажимать на специальное устройство обычным сжатым кулаком, «полукулаком» без большого пальца и просто согнутыми пальцами, которые не касались ладони. Учёные соотносили силу, с которой давил человек, с устойчивостью его пальцев. Оптимальным вариантом оказался обычный кулак. Во всех остальных случаях из-за неустойчивого положения пальцев возрастал риск травмы, которую бьющий мог бы нанести сам себе.

В Journal of Experimental Biology авторы исследования пишут, что если бы движущей силой эволюции человеческой руки была только необходимость манипулировать, у людей были бы более длинные пальцы. Однако, с того момента, как человек начал приобретать современные черты, на руках у него удлинялся только большой палец, а все остальные укорачивались. Получившиеся пропорции идеально подходили для кулачного боя. Безусловно, манипулятивность человеческой руки возросла, но это было не единственным и, судя по всему, не главным результатом эволюции.

Любопытно, что ранее эта же группа исследователей выдвигала аналогичную гипотезу относительно прямохождения. По их мнению, человек встал на ноги, чтобы было удобнее драться.