В Гренландии найден крупнейший метеоритный кратер Земли

03.07.2012, 02:06
В Гренландии найден крупнейший метеоритный кратер ЗемлиФото: groovygreen.com
В Гренландии обнаружен крупнейший метеоритный кратер на планете, оставленный космическим телом диаметром 30 километров, врезавшимся в Землю около трёх миллиардов лет назад. Оставленная им воронка когда-то достигала 25 километров глубиной и 600 километров шириной, передает «Компьютерра–Онлайн».

Бывший рекордсмен — кратер Вредефорт из Южной Африки — образовался примерно 2 миллиардов лет назад и насчитывал около 300 километров в диаметре. Гренландский кратер расположен к востоку от города Маниитсок на западном побережье Гренландии. В настоящее время от него осталась впадина шириной около 100 километров. Сохранились лишь самые глубокие его части. Этим, по мнению первооткрывателей, объясняется то, что кратер был обнаружен только сейчас.

Авторами открытия стали Адам Гарде из Геологической службы Дании и Гренландии и его коллеги. Для того, чтобы с уверенностью заявить о своей находке, им потребовалось три года работы. Главным доказательством стало наличие гранитоподобных пород, которые измельчены и расплавлены так, что это можно объяснить лишь внезапным и сильным ударом. Деформированный гранит распространён на участке со сторонами 35 на 50 километров, в центр которого, по-видимому, упало небесное тело.

Подобные крупномасштабные деформации гранита не могли стать результатом земных процессов. «Нечто подобное можно увидеть в геологических разломах, но не диаметром в 100 километров», — отмечает соавтор открытия Йен Макдональд из Кардиффского университета (Великобритания).

Кроме того, кварцевые отложения в зоне воздействия имеют микротрещины и дефекты, соответствующие образцам из известных кратеров. Когда исследователи измерили углы между трещинами и ориентацию каждого кристалла кварца, результаты совпали с картиной, создаваемой ударной волной, а не случайным паттерном, образующимся из-за тектонического сжатия и растягивания.

Тем не менее, не все коллеги авторов согласны с их работой. «Как ни печально, но едва ли кому-то удастся доказать, что это кратер, — говорит Джон Спрей из Нью-Брансуикского университета (Канада). — И в то же время никто не сможет это опровергнуть. Вероятно, есть на Земле и другие столь же древние кратеры, но мы их не признаём».

В момент удара на планете обитали только водоросли и цианобактерии, и выяснить влияние метеоритного удара на развитие жизни практически невозможно. Если бы такой огромный метеорит упал на Землю сегодня, он уничтожил бы большую часть всего живого, отмечает NewScientist.