Проведенный исследователями эксперимент состоял из двух частей. Сначала группа из 51 студента выполняла тщательную корректорскую правку текста по статистике. После этого испытуемые должны были пройти так называемый тест Струпа. Этот тест основан на эффекте, когда человек должен одновременно анализировать несколько разнородных визуальных сигналов и концентрироваться на одном из них. Например, когда слово «зелёный» написано красными буквами, и нужно назвать цвет, которым написано слово. Для того, чтобы правильно выполнить тест, требуется значительная концентрация внимания и самоконтроль, иначе человек будет называть тот цвет, который обозначает само слово, а не тот, которым оно написано.
Утомившись после долгого, въедливого чтения в первом задании, подопытные чаще ошибались во втором. Но если им давали пополоскать рот подслащённой водой, они брали себя в руки и быстрее переключались со значения слова на его цвет. Если бы они пили воду, результат эксперимента объяснялся бы просто: на первое задание ушло много ресурсов, и чтобы быстро и правильно выполнить второе, эти ресурсы необходимо восполнить. Но поскольку студенты воду не пили, ученые пришли к выводу, что главную роль играли вкусовые рецепторы, влиявшие на мотивационные нейронные цепи.
В статье, опубликованной в журнале Psychological Science, авторы работы пишут, что сладкие ощущения вызывают положительные эмоции, которые помогают взять себя в руки и сконцентрироваться. Не исключено, что такой же эффект можно вызвать и какими-то другими способами, но придумать что-то проще сладкой воды достаточно сложно.