Сок лайма и солнечный свет способны дезинфицировать воду

18.04.2012, 20:33
Сок лайма и солнечный свет способны дезинфицировать водуФото: dominicanewsonline.com
Американские ученые заявляют, что сок лайма и солнечный свет справляются с дезинфекцией воды не хуже, чем кипячение, сообщает Lenta.Ru со ссылкой на EurekAlert!. Результаты своего исследования профессор Келлогг Шваб (Kellogg Schwab) с коллегами из Блумбергской школы общественного здоровья при Университете Джонса Хопкинса (Johns Hopkins Bloomberg School of Public Health) опубликовали в апрельском номере American Journal of Tropical Medicine and Hygiene.

Дезинфекция воды при помощи солнечного света — один из широко распространенных способов получения питьевой воды в низкодоходных регионах. Применение этой методики, рекомендованной UNICEF, позволяет существенно уменьшить заболеваемость диареей. При ее использовании следует наполнить пластиковую бутылку одним или двумя литрами воды и выставить емкость на солнце минимум на шесть часов. В облачную погоду это время увеличивается до 48 часов.

Для уменьшения времени дезинфекции Шваб с коллегами использовали солнечный свет в сочетании с соком лайма, в котором содержатся псоралены — вещества, образующие связи с пиримидиновыми основаниями (в частности, с урацилом, цитозином и тимином) под действием ультрафиолета. После присоединения псораленов структура ДНК бактерий меняется, и они прекращают размножаться.

Авторы работы наполнили пластиковые бутылки водой, содержащей кишечную палочку (Escherichia coli), бактериофаг MS2 и мышиный норовирус. В качестве вспомогательных веществ добавлялся сок лайма, его суспензия или синтетические псоралены. После воздействия на жидкость солнечного света и ультрафиолетового излучения исследователи обнаружили существенное уменьшение концентрации кишечной палочки и бактериофага в бутылках с добавлением сока лайма или суспензии в сравнении с водой, которую просто выставляли на солнце. Количество норовирусов при этом уменьшилось незначительно.

Исследователи пришли к выводу, что лимонная кислота и псоралены под действием ультрафиолета совместно влияют на популяцию микроорганизмов. «Предыдущие исследования показали, что половина больничных коек заняты людьми с заболеваниями, связанными с некачественной питьевой водой. Дезинфекция воды солнечным светом в сочетании с соком лайма (30 миллилитров сока на 2 литра воды) уменьшает содержание кишечной палочки всего за 30 минут. Такого же результата можно достичь при кипячении», — заявляет Шваб.

Теперь исследователи хотят проверить, можно ли вместо сока лайма использовать при очистке воды более доступные лимоны или другие цитрусовые.