Хитон проанализировал 42 произведения Шекспира и 46 произведения его современников на предмет описания физических симптомов, возникающих из-за сильных эмоций. Специалист обнаружил, что в творчестве классика описания психосоматических проявлений встречаются значительно чаще, чем в других книгах.
Например, головокружение в результате эмоционального потрясения описано в произведениях «Укрощение строптивой», «Ромео и Джульетта», «Генрих VI», «Цимбелин» и «Троил и Крессида». Одышка при сильных эмоциях не менее 11 раз беспокоит героев «Двух Веронцев», «Обесчещенной Лукреции», «Венеры и Адониса» и «Троила и Крессиды».
Повышенная утомляемость как результат горя и страдания наиболее ярко описана в произведениях «Гамлет», «Венецианский купец», « Как вам это понравится», «Ричард II» и «Генрих IV».
Нарушения слуха при сильных эмоциях наблюдаются у героев «Короля Иоанна» и «Ричарда II», а нарушения зрения – в произведениях «Много шума из ничего», «Венера и Адонис», «Кориолан» и «Бесплодные усилия любви». «Король Лир» объединил оба этих расстройства.
Также Хитон нашел у классика описание эмоционального потрясения как холода («Ромео и Джульетта») или обморочного состояния («Тит Андроник», «Юлий Цезарь», «Бесплодные усилия любви» и «Ричард III»). Также встречаются такие психосоматические проявления как гипо- и гиперестезия (снижение или повышение чувствительности).
При этом у современников Шекспира встречаются лишь единичные упоминания перечисленных нарушений.
На основании полученных данных Хитон приходит к выводу, что Шекспир был «исключительно понимающим тело писателем». Именно это, по мнению врача, помогало ему сделать произведения максимально реалистичными и эмоционально насыщенными.
Учитывая недостаточное внимание многих врачей к весьма распространенным психосоматическим проявлениям и яркость их описания у Шекспира, исследователь рекомендует медицинским специалистам чаще обращаться к творчеству классика, передает Lenta.Ru.