Бактерии в ротовой полости очищают зубы от налета

04.04.2011, 22:12
Streptococcus salivariusStreptococcus salivarius

Фото: sciencephoto.com
Японские исследователи из Национального института инфекционных болезней в Токио показали, живущий во рту стрептококк Streptococcus salivarius работает подобно зубной пасте, не давая формироваться зубному камню.

Стрептококк Streptococcus salivarius вырабатывает сразу два фермента, которые подавляют рост патогенных микроорганизмов, образование зубного камня и развитие кариеса.

По словам исследователей, один из ферментов, FruA, может пригодиться даже для коммерческого использования. Как отмечает Компьюлента, уже давно в продаже есть препарат на основе аналогичного фермента, вырабатываемого грибом Aspergillus niger и также избавляющий зубы от налёта. Несмотря на то, что грибной и бактериальный ферменты отличаются по аминокислотной последовательности, по эффективности второй ничем не уступает первому.

Ферменты Streptococcus salivarius регулируют активность патогенных бактерий, подавляя образование микробной биоплёнки на зубной эмали. Причём эффективность работы FruA повышается в присутствии сахарозы, и чем больше сахара во рту, тем лучше действует этот фермент.

Иными словами, люди, которые могут есть сладкое безо всякого вреда для зубов, возможно, располагают богатой дружественной микрофлорой в ротовой полости.

Фермент FruA синтезируется не только Streptococcus salivarius, но и другими «ротовыми» стрептококками. По мнению учёных, дальнейшие исследования ротовой микрофлоры позволят «вычислить» новые бактерии, которые помогают сдерживать развитие болезней полости рта и сохранять её здоровой, передает PhysOrg.

Статья, посвящённая полезным бактериям во рту, опубликована в журнале Applied and Environmental Microbiology.