Теоретики из Стокгольмского университета и Технической школы Мюнхена моделировали поведение вещества в микроквазарах — парах небесных тел — источников сильного рентгеновского излучения. Такие пары состоят из звезды-донора и партнера-акцептора, которым может быть белый карлик, нейтронная звезда или черная дыра звездной массы.
Вещество, стекая с донора, закручивается в аккреционный диск подобно воронке стекающей воды в раковине. В диске вещество движется с ускорением и из-за трения между разными слоями довольно сильно разогревается.
В микроквазарах, где акцептором является черная дыра, температура может достигать сотни миллиардов градусов. Ученые вычислили, что в таких условиях уже могут происходить реакции ядерного синтеза — слияние ядер гелия с образованием лития-7. Большая часть образовавшегося лития безвозвратно упадет в черную дыру, но его значительная доля будет выброшена в окружающее пространство вместе с релятивистскими струями (джетами) у самой границы черной дыры.
Если аккреционные диски достаточной плотности имеются хотя бы у одного процента черных дыр звездной массы, то образование лития по такому механизму может быть значительным. По расчетам физиков, его количество может сравнятся с тем, которое было произведено в первые минуты большого взрыва.
Работа ученых затрагивает одну из самых больших загадок современной космологии — проблеме недостатка лития во вселенной. Теория Большого взрыва очень хорошо предсказывает количество ядер водорода и гелия, синтезированных в первые минуты существования Вселенной, но по отношению к литию предсказание отличается от наблюдения почти в три раза. Некоторые теоретики считают проблему лития самой главной угрозой для теории Большого взрыва, поэтому работы, объясняющие механизмы его производства и уничтожения, могут повлиять на основы современной космологии.