ESA отчиталось о результатах отправки лишайников в космос

25.06.2012, 22:46
лишайник, побывавший в открытом космоселишайник, побывавший в открытом космосе

Фото: esa.int
Подведен итог эксперимента Европейского космического агентства (ESA) по изучению влияния условий открытого космоса на живые организмы, сообщает Lenta.Ru. Этой теме посвящен последний выпуск журнала Astrobiology.

Эксперимент под названием «Expose-E» проводился на борту международной космической станции с 2008 года. На ее внешней стороне был закреплен небольшой штатив с гнездами, в которых помещались образцы живых организмов, а также датчики ионизирующего излучения, термометры и другие измерительные приборы. Некоторые образцы были частично защищены от космических лучей, другие полностью экспонировались во внешнее пространство. Разброс в дозе облучения, получаемой образцами, составлял около 70 процентов.

В космосе побывали споры бактерий Bacillus subtilis и Bacillus pumilus, семена растений, лишайники и простые аминокислоты. Образцы подвергались воздействию космических условий в течение полутора лет, а в 2009 году вернулись на Землю для анализа, окончательно завершившегося только сейчас.

Помимо данных о воздействии космического излучения на бактерий и семена растений биологам удалось получить свидетельства необычайной живучести лишайников. Эти организмы, представляющие собой симбиоз между грибами и водорослями, прекрасно пережили путешествие на орбитальную станцию. После полутора лет, проведенных на орбите, многие из них выжили и по возвращению продолжили свой рост. В космосе они подвергались сильному высушиванию и впадали в анабиоз, но, вновь попадая в благоприятные условия, возобновляли жизнедеятельность.

При этом устойчивость к суровым условиям космоса сочетается у лишайников с требовательностью к чистоте воздуха. Она хорошо известна среди биологов и даже используется для косвенного контроля местной экологической обстановки. Например, в городах лишайники обычно не выживают.

Исследование устойчивости организмов к космическим условиям имеет фундаментальный и практический научный аспект. Живучие организмы могут использоваться для подготовки к колонизации других планет, их исследование может рассказать о границах возможной жизни. Кроме того, по словам представителей ESA, устойчивость лишайников к прямому солнечному свету уже заинтересовала производителей солнцезащитных кремов.