В своем исследовании психологи предлагали студентам-добровольцам разобрать несколько фраз, имеющих отношение к божественному. Задание требовало привести в читаемый вид предложения со словами «Библия», «божественное» и тому подобное. Это должно было настроить испытуемых на трансцендентально-божественную волну, не заостряя их внимания на религиозной теме.
Затем участники эксперимента проходили два теста на самоконтроль. В первом человек должен был выпить невкусный (скисший) сок, при этом каждый глоток сопровождался наградой в пять центов. Во втором тесте участникам предлагали получить пять долларов завтра или шесть, но через неделю.
Как пишут учёные в журнале Psychological Science, если человек до этого разбирал фразы с «божественной» терминологией, его выдержка и самоконтроль заметно повышались. Он выпивал в два раза больше невкусной жидкости и с большей вероятностью соглашался подождать неделю, чтобы получить более крупное вознаграждение. При этом большинство принимавших участие в исследовании были агностиками или атеистами, то есть явные религиозные чувства (или их отсутствие) тут роли не играли. Таким образом, рассуждают авторы работы, религиозная лексика оставляла след в подсознании и как-то повышала самоконтроль личности.
Как это происходит, учёные сказать не могут. Феномен можно объяснить тем, что разговоры о религии напоминают человеку о всевидящей силе, от которой не скроется ни один дурной поступок. Подсознательно это располагает к более моральному, «правильному» поведению, независимо от того, верит ли человек в бога или нет, пишет «Компьютерра–Онлайн» со ссылкой на Wired.