Ученые попросили группу добровольцев, состоящую из юношей и девушек, посмотреть короткие фрагменты из записей баскетбольных матчей, когда игрок бросал мяч в корзину. От зрителей требовалось оценить трудность броска по 10-балльной шкале. В качестве независимых оценщиков были приглашены профессиональные баскетбольные тренеры.
Испытуемые были разделены на две группы: одни должны были оценить сложность броска мгновенно, а другим давали пару минут на то, чтобы проанализировать игровую ситуацию. Кроме того, группы подбирали так, что среди них были и простые болельщики, и те, кто занимался баскетболом.
В результате оказалось, что зрители-эксперты, которые сами играли в баскетбол как минимум три года, интуитивно определяли трудность броска лучше, чем обычные наблюдатели. В то же время, если нужно было анализировать ситуацию, преимущества не было ни у кого: и игроки, и обычные зрители одинаково оценивали игровые моменты.
Во второй серии опытов исследователи предложили участникам эксперимента оценить подлинность дизайнерских сумочек. Оригиналы известных марок и подделки под них были или абсолютно новыми или немного поношенными. Здесь также было деление на экспертов, которые сами приобретали изделия соответствующих брендов, и простых «оценщиков», смотревших на сумки свежим взглядом. Одна группа оценивала подлинность изделия по первому впечатлению, а другая — по результатам вдумчивого анализа внешнего вида сумок. При этом «аналитикам» перед началом эксперимента давали список характерных черт, на которые следует обращать внимание, чтобы отличить оригинал от подделки.
В журнале Organizational Behavior and Human Decision Processes исследователи пишут, что результат второго эксперимента повторил «баскетбольный» опыт: интуиция сильнее была развита у тех, кто уже имел дело с подобными сумками. В случае же аналитического решения разницы между специалистами и «чайниками» не было.
Таким образом, заключают исследователи, интуиция развивается и совершенствуется по мере накопления жизненного опыта, а не представляет собой особый неизменный дар.