Профессор Масахару Комори изобрёл необычное колесо специально для кресла-каталки Personal Mobile Vehicle (Permoveh). Устройство состоит из 32 катков, способных вращаться как вперёд-назад, так и, после поворота каждого из них, перпендикулярно, под прямым или иным углом. Комбинирование катков, повёрнутых прямо и перпендикулярно, ведёт к движению по диагонали.
Многокатковое колесо пока довольно дорого: по словам Комори, продемонстрированный им образец с четырьмя колёсами стоит около 36 тысяч долларов. Поэтому теперь профессор работает над тем, чтобы довести цену кресла до 12 тысяч долларов, после чего станет возможным его массовое производство.
Необычные колеса можно устанавливать не только на кресла-каталки, но и на погрузчики, работающие в тесноте складских помещений. Кроме того, такое колесо пригодится подвижным роботам, предназначенным для ограниченных пространств с многочисленными препятствиями.
КПД многокаткового колеса практически не уступает обычному. При этом оно, по сути, меняет подвеску на многоточечную независимую, поэтому мягкость хода значительно повышается. Хотя скорость Permoveh ограничена 6 км/ч, сделано это по соображениям безопасности. Теоретически верхний предел скорости у такого колеса не отличается от обычного.
В 2009–2010 годах над подобным устройством работала компания Honda. Ее инженеры решили превратить в катки всю поверхность колеса, что, по мнению Комори, и погубило инициативу. В разработке японца поворачиваемые обрезиненные мини-катки занимают лишь некоторую часть поверхности. Удельное давление на их поверхность при этом растёт, но большой диаметр и ширина колеса компенсируют эту проблему.
Зато это избавляет от необходимости в точной подгонке размеров. Кроме того, проблема, возникшая у Honda — трение катков друг о друга с поломками при застревании между ними пыли и грязи — сводится к нулю за счёт зазоров, пишет PhysOrg.