Обнаружен первый троянский «спутник» Земли

28.07.2011, 18:21
орбита астероида 2010 TK7 вокруг точки Лагранжа L4орбита астероида 2010 TK7 вокруг точки Лагранжа L4

Фото: wise.ssl.berkeley.edu
Астрономы обнаружили астероид, который является первым троянским «спутником» Земли, сообщает ScienceNow.

Троянскими называются небесные тела, «обитающие» в окрестности лагранжевых точек L4 и L5 системы планета-Солнце. Эти точки располагаются таким образом, что вместе со светилом и планетой образуют равносторонний треугольник. Известно, что троянскими астероидами обладают Нептун, Юпитер и Марс, в то время как у Земли таких спутников до сих пор обнаружено не было.

Земной троянец, получивший название 2010 TK7, был обнаружен найден на снимках с орбитального инфракрасного телескопа WISE. Затем параметры движения этого астероида были уточнены при помощи оптических наблюдений с наземных телескопов.

Небесное тело диаметром 300 метров расположено в точке Лагранжа L4. Астероид движется вокруг своей точки равновесия по сложной траектории, порой удаляясь от неё на солидное расстояние под гравитационным воздействием других планет Солнечной системы. Троянец совершает колебания, поднимаясь и опускаясь существенно выше и ниже плоскости земной орбиты. Он колеблется и в плоскости орбиты Земли, но с очень большим периодом в 395 лет.

Рассчитав орбиту астероида, ученые пришли к заключению, что в течение следующих 10 тысяч лет 2010 TK7 не подойдёт Земле ближе чем на 20 миллионов километров (а в ближайшие сто лет не ближе 24 миллионов километров).

Обычно троянцы не уходят далеко от точки Лагранжа, поэтому обнаружить их с Земли очень сложно — почти все они попадают на дневную сторону неба. В точке Лагранжа L4 объект располагается (с позиции земного наблюдателя) в 60 градусах от Солнца, и лучи дневного светила мешают увидеть крошечное тело. Однако 2010 TK7 обладает необычайно широкими колебаниями и в момент наблюдения удалился от Солнца аж на 90 градусов, что и способствовало его поимке.

По данным Space.com, в силу особенностей небесной механики к троянцам добраться легче, чем даже к Луне, несмотря на большее удаление. Между тем такие астероиды могу содержать немало интересных для исследования материалов, а также редкие на поверхности Земли тяжёлые элементы.

Полёт конкретно до астероида 2010 TK7 потребует большого количества топлива из-за размашистых колебаний этого тела в вертикальном (по отношению к плоскости земной орбиты) направлении. Вместе с тем, находка укрепляет астрономов в предположении, что в земных точках Лагранжа могут скрываться и другие троянцы, с более спокойными орбитами, а значит, и более доступные, передает Мембрана.