Спешка защитных систем организма делает женщин бесплодными

24.09.2012, 21:46
яйцеклеткаяйцеклетка

Фото: dedova.ru
Австралийские исследователи обнаружили, что защитные системы женского организма слишком поспешно ликвидируют яйцеклетки, повреждённые в результате радио- и химиотерапии, сообщает «Компьютерра–Онлайн».

Бесплодие является побочным эффектом радио- и химиотерапии, использующихся при лечении рака. Считается, что это происходит из-за повреждения созревающих яйцеклеток: облучение и лекарства, нацеленные на рак, влияют на ДНК, но неё страдают и здоровые клетки.

Однако исследователи из Университета Монаша и Медицинского института Уолтера и Элизы Холл (Австралия) выяснили, что яйцеклетки губит не само повреждение ДНК. В статье, опубликованной в журнале Molecular Cell, ученые описывают два белка, ответственных за преждевременную гибель яйцеклеток.

В каждой клетке существуют белки, которые отслеживают уровень повреждений ДНК. Если уровень мутаций повышается, белки отдают приказ о самоубийстве клетки. В нескольких типах клеток (в том числе в яйцеклетках) такую роль играют белки PUMA и NOXA.

Они следят за сохранностью яйцеклеток в течение всей жизни, удаляя плохие и оставляя хорошие. Именно эти белки косвенным образом способствуют наступлению менопаузы. Однако после радио- или химиотерапии менопауза может случиться гораздо раньше положенного срока из-за активности PUMA и NOXA. По словам ученых, если подавить активность PUMA, это сохранит яйцеклетки.

Исследователи подчеркивают, что созревающие яйцеклетки, самоубийство которых удалось предотвратить, оказались в состоянии отремонтировать повреждённую ДНК и в итоге дать жизнь вполне здоровому потомству. Если же при этом подавлялась активность не только PUMA, но и NOXA, клетки восстанавливались ещё лучше. Выходит, что белки-уборщики излишне торопятся и не дают возможности ДНК-репаративным белкам исправить ситуацию.

Не исключено, что и другие формы женского бесплодия можно вылечить, воздействуя на эти белки. Ученые также надеются, что их открытие позволит сгладить наступление менопаузы, масштабные гормональные перестройки которой часто плохо сказываются на здоровье женщин.