Человек в депрессии всё видит в чёрном свете, по любому поводу вспоминая самое плохое, что было в его жизни. Если заставить себя вспомнить что-нибудь хорошее, приятные воспоминания рассеют плохое настроение.
В эксперименте ученых приняли участие два десятка афганских подростков, которые потеряли на войне отцов. Все они проходили тест, в ходе которого им показывали восемнадцать слов с положительной, нейтральной или отрицательной окраской. Затем их просили вспомнить что-то связанное с каждым из этих слов. Воспоминания делили на специфические и неспецифические. Помимо этого, подростки прошли тест, оценивающий уровень депрессии и тревожности.
Затем в течение пяти недель часть группы посещала регулярные 80-минутные тренинги, где испытуемым рассказывали о разных видах памяти и учили вызывать воспоминания «по заказу», то есть вспоминать конкретные вещи, связанные с тем или иным ключевым словом.
В конце обучения подросткам снова предложили тест с восемнадцатью положительными, нейтральными и отрицательными словами. В третий раз они прошли его через два месяца после обучения.
Как и ожидалось, тренировки повысили специфичность памяти и уменьшили уровень депрессии у детей. В подавленном состоянии всё, что приходит в голову, может наводить на неприятные воспоминания. Если же память натренирована на конкретные события в ответ на какой-то внешний повод, то неприятные воспоминания будут возвращаться реже, так как не смогут залезать не на свою территорию.
Результаты экспериментов готовятся к публикации в журнале Clinical Psychological Science. Исследователи подчёркивают, что речь идёт не о целенаправленной настройке на «позитив» и не о программировании хороших воспоминаний, а об умении управлять разными отделами своей памяти, чтобы человек мог сам управлять и ею, и своим настроением.