Зоологи давно обратили внимание на то, что врановые могут использовать инструменты, способны планировать свои действия и даже понимают язык других птиц. В эксперименте с водой и плавающей на её поверхности пищей птицы проявляли чудеса изобретательности, кидая в воду разные предметы до тех пор, пока ее уровень не поднимался настолько, чтобы они смогли достать корм.
Британцы решили повторить эксперимент с кувшином и водой, но кроме птиц в нём участвовали ещё и дети от 4 до 10 лет. Сам эксперимент тоже был несколько усложнён. В первом случае в одном кувшине была вода, во втором — опилки. На поверхности воды или опилок лежал жетон, который дети могли обменять на игрушку. Но для этого требовалось добраться до жетона.
Во втором эксперименте нужно было понять, что лучше бросать в кувшин с водой — тяжёлые камни или пробковые шарики, которые в воде не тонули.
Третий вариант был самый сложный. Дети оказывались перед тремя сосудами, два из которых были соединены как сообщающиеся. В один из сообщающихся сосудов нельзя было ничего бросить, но приз в нём всё же находился. Чтобы его получить, следовало кидать камни в другой сосуд. Третий «кувшин» был обычным. Задача осложнялась тем, что дна сосудов дети не видели, то есть о скрытой механике можно было лишь догадаться.
В каждом варианте дети делали по пять попыток, по две минуты на каждую. Как и ожидалось, старшие дети оказались более сообразительными. Восьмилетние решали все три задания с первой попытки. Младшим требовалось больше попыток, чтобы добраться до награды. Однако, пишут исследователи в веб-журнале PLoS ONE, человеческий подход во всех случаях отличался от птичьего.
Те же самые эксперименты проводились с сойками и грачами. И те и другие успешно выполняли простейшие задания, где надо было всего лишь бросать камни в сосуд с водой. Методом проб и ошибок им удавалось разгадать и вторую головоломку (с опилками и пробковыми шариками), но после этого они безнадёжно застревали на третьей.
В этом, как полагают исследователи, и кроется фундаментальное отличие мышления человека от «почти человеческого» мышления птиц. Птицы отступают от проблемы, если не понимают, в чём дело. Человеческий мозг, напротив, продолжает искать решение, даже если происходящее противоречит интуиции. Иными словами, дети приступают к задаче, не будучи скованными представлениями о том, как должно быть. Это становится залогом успешного обучения: непредвзятость мозга позволяет усваивать новые знания, даже если они расходятся с повседневным опытом. Птицы же являются «узкими специалистами», прекрасно приспособленными решать какой-то ограниченный круг проблем.