Ученые нашли причину «бессмертия» голого землекопа

03.07.2012, 23:59
Heterocephalus glaberHeterocephalus glaber

Фото: flickriver.com
Международная команда ученых выяснила причину долгожительства и крепкого здоровья голого землекопа (Heterocephalus glaber) — обитающего под землей лысого грызуна, сообщает Lenta.Ru.

Оказалось, что в головном мозге голого землекопа на протяжении всей жизни сохраняется необычно высокий уровень содержания белка-нейропротектора под названием нейрегулин-1 (NRG-1). По их словам, именно с этим обстоятельством связано то, что продолжительность жизни H. glaber в десять и более раз превышает продолжительность жизни других грызунов.

Поскольку геном голого землекопа на 85 процентов совпадает с человеческим, авторы работы, опубликованной в журнале Aging Cell, рассчитывают, что их открытие поможет решить проблему увеличения продолжительности активной и здоровой жизни людей, сообщает AFTAU.org.

Профессор Рочел Баффенстайн (Rochelle Buffenstein) из университета штата Техас и доктор Йаэль Эдри (Yael Edrey) из Нью-Йоркского городского колледжа отслеживали уровень NRG-1 в мозге голых землекопов в разных возрастах, с первого дня их жизни и до 26 лет. Они выяснили, что на протяжении всей жизни H. glaber в мозжечке поддерживается высокий уровень концентрации NRG-1, защищающего нейроны от повреждения, в то время как у других грызунов этот показатель довольно быстро снижается. Этот белок необходим для нормального функционирования головного мозга

Участвовавшая в исследовании доктор Дороти Хачон (Dorothee Huchon), эволюционный биолог из Тель-Авивского университета, провела сравнительный генетический анализ семи разновидностей грызунов, который подтвердил, что корреляция между продолжительностью жизни и уровнем NRG-1 уникальна именно для голого землекопа.

«Это открытие — очень важный первый шаг в понимании того, каким образом NRG-1 задействован в процессе, обеспечивающем этим существам столь долгую жизнь, и возможно ли применить эти знания для продления жизни человека», — отмечает доктор Хачон. Дальнейшие исследования будут направлены на то, чтобы выяснить, как именно NRG-1 защищает нейроны.

Голые землекопы обитают в засушливых районах Восточной Африки. Они отличаются нечувствительностью к некоторым формам боли (термическим ожогам и химическим ожогам кислотами) и выносливостью к высоким концентрациям двуокиси углерода, кроме того, у них не обнаружено онкологических заболеваний. Эти грызуны доживают до тридцати лет, не старея. До конца своих дней голые землекопы сохраняют высокую физическую активность, способность к размножению и усваиванию новой информации.