Бактерии влияют на поведение человека

22.06.2012, 23:59
Бактерии влияют на поведение человекаФото: wearetherealdeal.com
Ученые из Каролинского института в Стокгольме обнаружили, что симбиотические бактерии не только участвуют в пищеварении и формировании иммунной системы человека (что было известно уже давно), но еще и влияют на процесс формирования мозга, передает Корреспондент.net со ссылкой на dw.de.

В статье, опубликованной в журнале Science, группа исследователей под руководством профессора Свена Петтерссона (Sven Pettersson) пишет, что бактерии в значительной степени причастны и к регуляции деятельности головного мозга, а тем самым, и поведения.

Для того, чтобы оценить роль бактерий в формировании мозга, ученые провели исследование на лабораторных мышах. Они выращивали животных в особых стерильных пластиковых изоляторах, а затем анализировали их поведение. «Мы обнаружили, что взрослые животные, не имевшие с самого рождения никакого контакта с бактериями, вели себя более беспокойно и нервно, чем их сородичи, выросшие в нормальных условиях, — говорит профессор Петтерссон. — Кроме того, эти стерильные мыши проявляли в ходе наших экспериментов большую готовность к риску, можно даже сказать — безрассудную смелость. Причем этот эффект сохранялся и после того, как мы подвергали безмикробных животных интенсивному контакту с бактериями».

Иными словами, «вылечить» мышей, чей мозг формировался без участия бактерий, оказалось невозможно. В определенных участках формирующегося мозга бактерии оказывали влияние на факторы роста, участвующие в регуляции моторных функций и чувства страха, а также на формирование синапсов — специализированных зон контакта между нейронами.

Кроме того, по словам ученых, бактериями регулируется даже гематоэнцефалический барьер, который регулирует проникновение из крови в мозг биологически активных веществ, препятствуя поступлению в него чужеродных субстанций, токсинов и патогенных микроорганизмов. Если эмбрион даже в утробе лишен контакта с бактериями, гематоэнцефалический барьер, судя по всему, остается открытым и после появления стерильного организма на свет.

От бактерий зависит также концентрация нейромедиаторов — сигнальных веществ, обеспечивающих информационный обмен между нервными клетками. «Почему бактерии это делают, зачем им это вообще нужно, и почему это происходит не везде, а и лишь в некоторых строго определенных отделах мозга, мы не знаем, — признается ученый. — Но особенно интересно в этой связи то, что бактерии регулируют проницаемость гематоэнцефалического барьера. По крайней мере, на это указывает целый ряд признаков. Незадолго до появления младенца на свет бактерии посылают сигнал, извещающий организм плода о том, что этот барьер пора закрывать».