Психологи из Мичиганского университета (США) решили выяснить, всегда ли последнее кажется человеку самым приятным. Они пригласили полсотни студентов разного пола и накормили их шоколадом пяти сортов: молочным, тёмным, с миндалём, а также с кремовой и карамельной добавками. Шоколад доставали из мешка в случайном порядке, поэтому участники эксперимента не знали, сколько его там всего. Приятность угощения испытуемые должны были оценить по 10-балльной шкале. При этом одним говорили, что сейчас будет ещё одна шоколадка, а других перед последним «образцом» предупреждали, что он последний.
Оказалось, что последняя шоколадка, если о ней знали, что она последняя, оказывалась самой вкусной, независимо от того, была ли она молочной, тёмной, ореховой или с начинкой. Этот шоколад называли «самым вкусным» в 64% случаев.
Когда же про последнюю порцию ничего не было известно, то есть она была просто «следующей», шоколад оказывался «самым вкусным» в 22% случаев, что, по словам учёных, лежит в пределах статистической погрешности. В целом же группа, которой выдавалась «последняя» плитка, получала большее удовольствие от процесса.
Психологи объясняют феномен «последнего куска» тем, что завершение какого-либо процесса, действия всегда даёт человеку дополнительную мотивацию и служит своего рода вознаграждением. Роль играет и желание получить максимум удовольствия, пока оно не закончилось.
Ученые подчеркивают, что кажущаяся забавной закономерность может стать причиной серьезных неприятностей в повседневной жизни. Например, если речь идет об осмотре последнего пациента врачом, даже очень аккуратным и внимательным.
Теперь авторы работы собираются исследовать встречный феномен: ведь конец далеко не каждый раз означает что-то хорошее, пишет . Результаты нынешнего исследования они готовятся опубликовать в журнале Psychological Science.