В эксперименте исследователей приняли участие 170 студентов Университета Британской Колумбии (Канада). Им предложили поиграть в фондовую биржу. При этом «брокер» и «покупатель» обсуждали сделку в одном из четырёх форматов: общаясь лицом к лицу, по видеосвязи, телефону или чату.
Самым хорошим игрокам исследователи пообещали денежное вознаграждение (до 50 долларов). Чем больше акций мог продать «брокер», тем выше был его приз. «Покупатели» богатели в зависимости от стоимости акций.
При этом «брокерам» сообщили, что, по замыслу организаторов, все акции после продажи потеряют половину своей стоимости. «Покупателям» сообщали об этом факте только по факту заключения сделки. Исследователей интересовало, проснется ли у «брокеров» совесть.
Выяснилось, что «покупателей», общавшихся в чате, обманывали на 95% чаще, чем по видео, на 31% чаще, чем лично, и на 18% чаще, чем по телефону. При этом специалистов сильно удивило то обстоятельство, что по видеосвязи люди лгут меньше, чем в лицо. Сюй полагает, что здесь сыграл так называемый эффект центра внимания, когда человек чувствует, что за ним следят более пристально, передает «Компьютерра–Онлайн».
Результаты исследования были опубликованы в издании Journal of Business Ethics.