Прошлогоднее извержение исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдль, обошлось Европе, и в частности индустрии авиаперевозок, в несколькио миллиардов евро. Вполне вероятное пробуждение его соседа Катлы может повторить эту историю. Поэтому различные группы учёных работают над системами распознавания активности вулканов.
Австралийский специалист по физике атмосферы Фред Прата начал сотрудничать с Норвежским институтом воздушных исследований (NILU), поскольку идея создания детекторов вулканического пепла не нашла поддержки в его родной стране. В результате Прате и его коллегам удалось создать прибор AVOID (Airborne Volcanic Object Imaging Detector), который крепится к крылу самолёта.
По сути, он представляет собой тепловизор — камеру, регистрирующую излучение окружающих объектов в ИК-диапазоне и на основе этого создающую изображение, где разным цветом отображены участки различной температуры. Подобные изображения позволяют отличить облака пепла от обычных туч на расстоянии до 100 километров, и самолёт может в случае опасности обойти их, вместо того, чтобы простаивать на лётном поле.
В конце ноября AVOID испытали во время полёта на лёгком одномоторном самолёте Flight Design CTSW над вулканом Этна в Италии. Хотя Прата только готовит испытания на пассажирском лайнере Airbus A340, крупный британский авиаперевозчик easyJet уже начал монтировать устройства на 20 своих аэробусах. Их использование должно начаться летом 2012 года.