Исследование, проведенное психологами из Университета Дьюка и Гарвардского университета, показало, что творческие задатки подталкивают их обладателей к жульничеству. В эксперименте были задействованы около ста студентов, креативность и интеллект которых оценивались при помощи стандартных тестов.
В одном из заданий испытуемым показывали рисунки — диагональную линию и скопление точек на её концах. Таких однотипных изображений было 200 штук, и для каждого требовалось сказать, где точек больше. В половине случаев определить это не представлялось возможным. При этом участники эксперимента были материально заинтересованы: они получали деньги за каждый правильный ответ, причём если больше точек оказывалось на правом конце рисунка, то сумма умножалась на десять. Те участники, кто, согласно психологическим тестам, обладал лучшим воображением, были более склонны приврать в пользу выгодного ответа.
Ещё один эксперимент предполагал выполнение теста на общую эрудицию с последующей проверкой. При этом проверять его должны были сами подопытные. За большее число правильных ответов давалась награда, причём экспериментаторы уверили студентов, что за ними нет никакой слежки. На самом деле за подопытными следили. Это дало психологам ещё один шанс убедиться, что повышенные творческие способности действительно связаны со склонностью к мошенничеству.
Результаты своих исследований учёные опубликовали в Journal of Personality and Social Psychology.
При этом авторы не обнаружили никакой связи между уровнем интеллекта и нечестностью. То есть при одинаковом уровне изобретательности люди с более или менее развитым интеллектом не отличались друг от друга склонностью к жульничеству при выполнении заданий. С практической точки зрения это значит, что людям, занятым на творческих работах, лучше не оказываться перед необходимостью морального выбора: слишком велик шанс, что их «тёмная сторона» проявит себя.
Исследователи оговариваются, что ставили эксперименты, напрямую предлагая участникам денежную награду. По их мнению, опыты необходимо повторить так, чтобы испытуемые подчинялись каким-то своим, внутренним целям и принимали честные и нечестные решения без очевидной приманки.