По словам Джессики Уайтсайд из Университета Брауна (США), при всей схожести ареалов и образа жизни, празвери и рептилии триасового периода не могли выходить за пределы своих территорий из-за особенностей систем выделения.
Млекопитающие теряют с мочевиной слишком много воды, запасы которой необходимо восполнять. Из-за этого они плохо себя чувствуют в засушливых местах. Рептилии и птицы, наоборот, выделяют не мочевину, а мочевую кислоту, которая образует почти безводные кристаллы. Таким образом, древние рептилии уже тогда могли жить в относительно засушливых условиях.
Предков млекопитающих на Пангее держали в границах ареала сезоны дождей, случавшиеся дважды в год. Рептилии же к тому времени заняли более сухие территории с единственным сезоном дождей. В своей статье в журнале PNAS палеонтологи заключают, что пангейские цинодонты занимали экваториальную область, а рептилии жили в более высоких широтах.
В позднем триасе (около 230 миллионов лет назад) летняя температура была в среднем на 20 градусов выше, чем сейчас, а содержание углекислого газа в атмосфере — в
Свою теорию учёные построили на основе ископаемых находок, обнаруженных на территории от Джорджии до Новой Шотландии. Это позволило сделать некоторые выводы о климате гигантского древнего материка и распределении рептилий и звероящеров по территории Пангеи.
В данном случае роль географического барьера сыграли особенности физиологии двух разных групп животных, разделившие их не хуже, чем горы и моря. По словам учёных, этот механизм действует и в наше время: за последние сто лет распределение видов зверей на планете значительно изменилось. Млекопитающие, как и 230 миллионов лет назад, избегают оставаться на слишком сухих территориях.