Искусствоведам известны десятки копий оригинальной «Моны Лизы», хранящейся в парижском Лувре, датируемых XVI-XVII веками. Считалось, что картина из Прадо была написана раньше, но большого интереса для исследователей она не представляла, поскольку на заднем плане картины отсутствовал пейзаж.
Именно пейзаж, копирующий задний план картины Леонардо, обнаружили испанские реставраторы, удалив слой черной краски и потемневшего лака. В середине января специалисты объявили, что темная краска на полотне появилась позднее — в середине XVIII века.
Кроме того, ранее считалось, что мадридская «Мона Лиза» была написана на доске из дуба, распространенной в северной Европе, что могло указывать на фламандского автора. Однако в 2010 году исследователи заключили, что доску изготовили из грецкого ореха, который, как и тополь, использовался в Италии. Размеры испанской работы также соответствуют оригиналу — 76 x 57 сантиметров и 77 x 53 соответственно.
То, что копия была сделана при жизни Леонардо, подтвердили и в Прадо, и в Лувре. Французские ученые предполагают, что картину написал один из двух учеников итальянского живописца — Салаи, начавший работать в мастерской в 1490 году, или Франческо Мельци, присоединившийся к художнику в 1506 году.
Исследователи, изучившие картину в инфракрасном излучении, выяснили, что работа над копией и оригиналом развивалась примерно одинаково, что говорит о том, что оба полотна могли писаться в одно и то же время.
Открытие позволяет узнать о некоторых деталях «Моны Лизы» да Винчи, написанной около 1503-1506 года, которая сохранилась хуже копии. В частности, на испанской картине лучше видны фрагменты стула, оборка платья и полупрозрачная ткань, которая покрывает левое плечо Моны Лизы, передает Lenta.Ru.
Копия «Моны Лизы» из музея Прадо