По словам источника «Известий», ТАНТК имени Бериева возобновил работы по модернизации летающей лаборатории А-60 на базе транспортного самолета Ил-76, использовавшейся во времена СССР для отработки новых лазерных технологий. В СССР было создано два таких самолета, но сохранился только один, созданный в 1991 году. Он базируется на аэродроме под Таганрогом.
Лазеры на А-60 использовались в экспериментах по ослеплению оптических головок самонаведения ракет и систем наблюдения спутников. Работы по этому проекту были приостановлены в 2011 году из-за нехватки финансирования, после чего с А-60 было частично демонтировано оборудование. Сейчас финансирование возобновилось. На А-60 планируется установить оптическую установку с более мощным лазером.
Кроме того, А-60, не выполнявший полетов последние два года, пройдет полную модернизацию. ТАНТК имени Бериева рассчитывает провести модернизацию А-60 в течение 2013 года. Тогда же на него будут установлены новые блоки лазерной установки 1ЛК222, созданной совместно «Алмаз-Антеем» и «Химпромавтоматикой». В наземном варианте лазер уже готов.
В ходе испытаний системы под названием «Сокол-Эшелон», которые могут начаться уже в конце 2013 года, разработчики хотят проверить работу лазерной установки при перепадах давления, температур и перегрузках. При этом пока неизвестно, какие именно самолеты будут использоваться в качестве носителей лазерного оружия — модифицированные военно-транспортные или бомбардировщики.
Создание лазера воздушного базирования, способного поражать массивные подвижные объекты, потребует разработки надежных и мощных источников энергии. Также, вероятно, предстоит разработать и системы точного наведения и удержания на цели лазерного луча. Кроме того, предстоит решить задачу дальности поражения целей, поскольку повышение мощности лазерного луча не гарантирует поражение цели на большом расстоянии.
Дальность зависит, в частности, от состояния атмосферы. Кроме того, в лазерном луче может возникать пробой, в разы снижающий его мощность. Наконец, при использовании мощной лазерной установки может проявляться эффект самофокусировки лазерного луча в пространстве.
США также занимались созданием боевой лазерной установки на базе модифицированного грузового самолета Boeing 747-400F. В феврале 2010 года эта установка, состоящая из химического лазера и двух менее мощных лазерных систем контроля состояния атмосферы и наведения, сумела поразить две баллистические ракеты на разгонном участке полета, но последующие испытания провалились. В 2011 году министерство обороны США признало разработку не применимой на практике и дорогостоящей, передает Lenta.Ru.