Ученый заметил, что многие человеческие игры имитируют процесс наведения порядка. Прекрасным примером этому служит бильярд. Но если эта игра заканчивается, в тетрисе фигуры продолжают падать бесконечно. Не смотря на то, что тетрис, по сути, является бессмысленным повторением однотипного набора действий, она способна очень долго удерживать внимание игрока.
Психология человека устроена таким образом, что он теряет интерес к задаче, как только решает ее. По мнению психолога, невероятная способность тетриса удерживать внимание связана именно с тем, что эта игра представляет собой бесконечную задачу, никогда не получающую решения. Как часть головоломки решена, ряд исчезает и игра продолжается. Игрок снова и снова испытывает удовлетворение от того, что справился, и в тот же момент концентрирует внимание на новой фигуре.
Ещё один важный момент, считает Стэффорд, связан с тем, что каждый последующий блок — это не только новая задача, но и потенциальное решение. Исследования говорят о том, что игроки в тетрис предпочитают не прикидывать расклад в уме, а вертеть фигуру в попытке понять, «встанет» она или не «встанет». Это визуальный мир, в котором наглядное действие оказывается быстрее мысли. Там нет паузы между гипотезой и её проверкой, в отличие от реального мира.
В то же время Стэффорд отмечает, что наблюдаемый эффект лишь описывает явление, но не предлагает никакого объяснения тому, почему так происходит. Однако, объяснение всё же есть, хотя и гипотетическое. Ученый считает, что человеческий разум устроен таким образом, что ему свойственно постоянное стремление к реорганизации подручного материала ради достижения цели. Только после того, как цель достигнута, он позволяет себе переключиться на что-то другое. Это делает его «уязвимым» перед тетрисом, пишет Би-би-си.
Игра про совмещение геометрических фигур была изобретена Алексеем Пажитновым в 1984 году.