Найдены магниточувствительные клетки у рыб

10.07.2012, 15:20
форель форель

Фото: fisheyeguyphotography.com
Клетки радужной форели в переменном магнитном поле ведут себя, как стрелки компаса. По словам учёных, это первые непротиворечивые результаты, указывающие на существование магниточувствительных клеток у животных.

Впервые способность ориентации в магнитном поле была обнаружена у птиц в 1960-х годах. С тех пор магнитное чувство нашли ещё у целого ряда животных, но механизм его по-прежнему остается неясен. Дело в том, что у животных нет органа, который собирал бы магнитный сигнал, усиливал его и переводил на язык нейронных импульсов, как это делает ухо со звуковыми колебаниями. Кроме того, соответствующие рецепторные клетки должны содержать магниточувствительные структуры, но большинство попыток отыскать их у животных заканчивалось неудачей.

Исследователи из Мюнхенского университета Людвига — Максимилиана (ФРГ) впервые смогли надёжно показать, что магниточувствительные клетки действительно существуют. Учёные экспериментировали с клетками эпителия радужной форели, которая, как и другие мигрирующие животные, может ориентироваться по магнитному полю. Исследователи помещали эпителиальные клетки в переменное магнитное поле. Те клетки, которые пытались крутиться вместе с полем, и были магнитными. Частота таких клеток в зоне магниточувствительности у форели оказалась невелика — одна на 10 тысяч (всего около сотни).

С другой стороны, как отмечают исследователи в журнале PNAS, малочисленность таких клеток компенсируется их высокой чувствительностью, которая обеспечивается большими скоплениями магнетитовых кристаллов: в 10–20-микронной клетке магнетитовые включения занимали один микрон. Клеточные «магнитные стрелки» прикреплены к мембране, и, как полагают учёные, при изменении ориентации магнитного поля магнетитовые частицы «напрягаются» и передают это напряжение непосредственно клеточной мембране, с которой соответствующий импульс идёт по нейронам в мозг.

Тем не менее, пока нельзя сказать однозначно, играют ли эти магниточувствительные клетки роль рецепторов. Чтобы полностью убедиться в их рецепторной функции, учёные должны увидеть передачу специфического нейронного сигнала с этих клеток в ответ на изменения поля, поясняет The Scientist.

Обратная ситуация имеет место у птиц: у них уже нашли нейроны для передачи магнитного сигнала, но до сих пор не нашли самих рецепторных клеток. Возможно, метод, которым учёные искали рецепторы магнитного поля у форели, сработает и у птиц, и тогда магнитная чувствительность животных получит полное анатомическое воплощение, пишет «Компьютерра–Онлайн».