Зубы веслоногих рачков оказались ближе всех к совершенству

28.06.2012, 21:33
ресайлин (синий) и кремний (зеленый) в конечностях Centropages hamatusресайлин (синий) и кремний (зеленый) в конечностях Centropages hamatus

Фото: Nature.com
Веслоногие рачки научились размалывать кварцевые оболочки благодаря эластичному белку ресайлину, входящему в состав их зубов, сообщает Nature News со ссылкой на работу исследователей, опубликованную в журнале Scientific Reports.

Ученые рассматривали конечности рачков Centropages hamatus под сканирующим электронным микроскопом. Содержание в них различных химических элементов определялось с помощью анализа рассеяния рентгеновских лучей, а содержание белков — с помощью специальных красителей.

Оказалось, что зубы (наружные части жевательных конечностей) веслоногих обладают двуслойным строением. Сверху они покрыты слоем обогащенного оксидом кремния хитина, а под ним находится большое количество ресайлина. Этот биологический материал обладает уникальными эластичными свойствами: при его сжатии и растяжении практически не происходит потерь энергии — всего 3% энергии превращается в тепло.

Именно ресайлин позволяет блохам накапливать механическую энергию и совершать мощные прыжки. Он также содержится в сочленениях крыльев летающих насекомых и в голенях кузнечиков. Искусственно полученный белок даже предлагалось использовать для создания протезов межпозвоночных дисков.

С механической точки зрения строение зубов у веслоногих сходно с позвоночными. У высших животных твердые, но хрупкие зубы тоже погружены в эластичный материал (десны), защищающий их от повреждения. Главное различие заключается в том, что эластичность десен у позвоночных не столь совершенна, как у членистоногих.

Необычные механические свойства недавно были обнаружены и у других членистоногих — ротоногих рачков, специальные молоточки которых разбивают раковины моллюсков. Оказалось, что эти органы имеют необычную композитную структуру. Волокна хитина в одной из зон молоточка расположены тяжами, направление которых спирально вращается. Благодаря этому молоточки способны выдерживать очень большие нагрузки, не растрескиваясь, что заинтересовало военных и производителей брони, напоминает Lenta.Ru.