Биологи работали с бенгальскими зябликами Lonchura striata domestica, которые способны обучаться новым песням. Авторы демонстрировали птицам специальные звуки, стараясь поменять тон одного из фрагментов в их песнях.
В ходе тестов у животных было блокировано сообщение между двумя частями мозга — передней частью переднего мозга (anterior forebrain pathway, AFP) и базальными ганглиями. Из-за этого птицы в ходе обучения не могли постепенно улучшать свои результаты, и их песни оставались такими же, как и раньше. Внешне зяблики выглядели совершенно необучаемыми.
Однако после того, как связь AFP с базальными ганглиями была восстановлена, птицы запели сразу же в точности, как этого добивались от них экспериментаторы.
Когда же экспериментаторы заблокировали не связь AFP с базальными ганглиями, а саму ее работу, зяблики не могли воспроизвести новые мотивы ни во время, ни после блокировки.
Авторы работы, результаты которой описываются в журнале Nature, приходят к выводу, что отсутствие слухового подкрепления в ходе совершения проб и ошибок не мешает самому обучению. Работа базальных ганглиев и AFP необходима для обучения, но не всегда проявляется внешне. Эти структуры контролируют образование нового поведения в других частях мозга, даже если само поведение не изменяется.
Пение птиц привлекает ученых как один из редких примеров вокального обучения у животных. Оно может служить моделью соответствующего процесса у человека, отмечает Lenta.Ru.