Принципы работы алгоритма, координирующего движение транспорта, и расчеты, лежащие в его основе, описываются в журнале Transportation Research Part B.
Большинство схем работы общественного транспорта предусматривает расписание. При этом в условиях непредсказуемого трафика выполнять его не получается. Задержки часто вызывают скопление автобусов друг за другом. Авторы работы утверждают, что скопление — неизбежная проблема работы по расписанию, и предлагают полностью от него отказаться.
Альтернативная схема работы предполагает оснащение автобусов датчиками GPS, сообщающими серверу о своем местоположении. Когда сервер понимает, что автобус попал в контрольную точку, он вычисляет время, которое заняло преодоление данного участка пути. Далее сервер рассчитывает, какое время должен провести водитель в контрольной точке, и посылает ему сигнал о том, когда следует начать движение.
Временной интервал, за который водителю нужно будет преодолеть следующий участок, изменяется сервером на время, равное среднему между интервалом преодоленного участка и интервалом следующего позади автобуса. При этом, вне зависимости от возникновения задержек, постепенно интервалы всех автобусов выравниваются. «То, как именно это происходит, — магия математики» – говорит Джон Бартольди. один из авторов работы.
Авторы провели компьютерные симуляции и показали, что алгоритм действительно позволяет быстро выровнять интервалы и избежать скопления автобусов. Кроме того, такая схема движения позволяет легко адаптировать систему, если какие-то автобусы выходят из строя.
Предложенный алгоритм, однако, имеет свои недостатки. Он применим только для нагруженных линий, где интервалы между автобусами составляют не более 10-12 минут. При больших интервалах в движении отсутствие расписания раздражает многих пассажиров.