«Если бактерии попадают туда со сточными водами, они идут вместе с кофеином, — отмечает Сове. — Поэтому, если мы находим кофеин, это значит, что имела место утечка канализации». Кофеин — важный маркер, поскольку фекальные колиформные бактерии могут попадать в водоёмы также с фекалиями кошек, собак и диких животных. Именно кофеин способен рассказать специалистам об утечке канализации.
Сове и его коллеги взяли 120 проб воды на острове Монреаль в июне и октябре 2008 года во время сухой и влажной погоды. Монреаль обладает комбинированной канализационной системой, из-за чего сточные воды и дождевой сток в конечном итоге оказываются в одном и том же месте. При обилии осадков канализация переполняется, и неочищенные сточные воды попадают в водоёмы.
Фекальные колиформы нелегко найти, поэтому специалисты искали другие соединения, которые могли бы сыграть роль красного флага. Эксперты остановились на двух маркерах — кофеине и карбамазепине (противосудорожное средство, которое очень медленно разлагается в окружающей среде).
Карбамазепин зарекомендовал себя плохо, поскольку его принимает не так много людей. С другой стороны, очень многие люди пьют кофе, чай, кока-колу, энергетические напитки, едят шоколад или принимают препараты с кофеином.
Исследователи обнаружили, что при концентрации кофеина 400 нг/л (примерный эквивалент четырёх чашек кофе, вылитых в олимпийский бассейн), уровень фекальных колиформных бактерий всегда превышает 200 колониеобразующих единиц на 100 мл воды. Именно этот уровень канадские власти считают небезопасным для купальщиков. В США принят другой порог — 235 КОЕ на 100 мл, пишет «Компьютерра–Онлайн» со ссылкой на LiveScience.
В то же время кофеин нельзя назвать идеальным маркером. Иногда вода с низким уровнем кофеина всё равно оказывалась грязной из-за фекалий животных, пишут ученые в работе, опубликованной в журнале Chemosphere.