Авторами идеи AutoTram стали специалисты Фраунгоферовского института транспортных и инфраструктурных систем (Fraunhofer IVI). Внешне придуманная ими машина напоминает трамвай: она состоит из двух симметричных секций (движение в противоположную сторону требует лишь пересадки водителя) и имеет малый дорожный просвет. Передвигается «автотрамвай» по обычным дорогам и на резиновых колёсах, а в качестве основного источника энергии используются батареи.
К настоящему моменту инженеры Fraunhofer IVI и других учреждений смогли уже не только соорудить работоспособный прототип длиной 12–24 метра (а с дополнительной центральной секцией — 36 метров) и шириной 2,5 метра, но и снабдить его полезными дополнениями.
Чтобы обеспечить бесперебойную работу электробуса в течение дня, конструкторы использовали разнородные аккумуляторы с различной ёмкостью и сроком службы. Выход из строя одного и даже нескольких элементов системы не приведёт к простою «автотрамвая».
AutoTram запасает энергию не только в обычных батареях, но и в более эффективных суперконденсаторах. Беречь электричество помогают система рекуперации при торможении и супермаховики, а в экстренном случае можно использовать компактный двигатель внутреннего сгорания.
На запасе батарей гибрид может проехать 2–3 киломера. Если на каждой остановке иметь станцию подзарядки, которая будет действовать не более полуминуты (пока пассажиры входят и выходят), «автотрамвай» сможет беспрерывно колесить в течение всей смены, говорит директор транспортного департамента Fraunhofer IVI Ульрих Поттхофф.
О сроках ввода в эксплуатацию гибридного транспорта пока не сообщается, но федеральные власти уже выделили на проект почти 50 миллионов евро. Как подсчитали разработчики, по стоимости использования AutoTram будет дороже дизельных автобусов, но на 30–50% дешевле легкорельсового транспорта.