Ученые создали двух нанороботов из ДНК

14.05.2010, 23:26
схематичное изображение молекулы ДНКсхематичное изображение молекулы ДНК

Фото: wired.com
Два коллектива исследователей одновременно разработали самостоятельно передвигающихся нанороботов, в основе которых лежит ДНК, передает Physics World. Статьи ученых опубликованы в журнале Nature.

Первая группа ученых создала робота, движение которого напоминает способ перемещения паука, и обладающего высокой степенью автономности. Ногами этому роботу служат ферменты, «разрезающие» молекулы ДНК. Сами ферменты также представляют собой фрагменты ДНК. Таких ног у робота четыре, но во время движения он пользуется только тремя из них.

«Паук» перемещается по особому «полю» на котором расположены нити ДНК, образовывающие с ногами робота прочное соединение (нити ДНК комплементарны друг другу). После того как нога соединяется с нитями ДНК «поля», робот разрезает эту нить, и соединение становится менее прочным. Освободившаяся нога оказывается в состоянии готовности образовывать связи с новыми нитями. Повторяя эти операции, «паук» постепенно движется по «полю», оставляя за собой «скошенные» нити. В своих экспериментах ученые заставили робота пройти около 100 нанометров (около 50 шагов по человеческим меркам).

Второй робот отличается меньшей самостоятельностью, но зато он способен собирать и переносить грузы. У него тоже четыре ноги, но они не обладают ферментативной активностью. В «основном состоянии» робот бездвижен благодаря так называемым якорным нитям, связывающим ноги робота с нитями ДНК «поля». Для того чтобы робот начал двигаться, в среду, где он находится, нужно добавить одиночные нити ДНК определенной последовательности — топливные нити. При появлении топливных нитей ноги робота отсоединяются от нитей ДНК «поля» и соединяются с ними. Таким образом, ученые контролируют перемещение робота, добавляя в среду тот или иной тип нитей. Грузы присоединяются к роботу похожим образом — при помощи связанных с ними нитей ДНК.

В будущем авторы обеих работ намерены усовершенствовать своих роботов, чтобы добиться большей автономности и эффективности перемещений. Пока созданные людьми наномашины намного уступают своим природным аналогам, работающим в каждой живой клетке, передает Lenta.Ru.