Обнаружен древнейший предок всех позвоночных

07.03.2012, 01:10
Pikaia gracilensPikaia gracilens

Фото: bellenews.com
Палеонтологи Кембриджского Университета обнаружили достоверные признаки принадлежности обитавшего 500 миллионов лет назад животного Pikaia gracilens к хордовым, сообщает Biological Reviews. Для того, чтобы прийти к такому выводу, исследователям пришлось проанализировать более сотни образцов окаменелостей, пишет AFP.

Группа ученых под руководством Симона Морриса впервые использовала электронный микроскоп и съемку в поляризованном свете для изучения окаменелостей древнего животного из кембрийской эпохи. Этот метод позволил установить мельчайшие детали анатомии существа. Исследователям пришлось прибегнуть к съемках в условиях различной влажности и покрывать окаменелости парами солей.

В результате у пикайи удалось обнаружить хорду (хрящеподобный предок позвоночника), нервную трубку, миомеры (регулярные мышечные сегменты, характерные для всех хордовых и хорошо заметные, например, у рыб) и даже остатки кровеносной системы.

Исследователи уверены, что обнаруженные признаки делают пикайю древнейшим достоверно известным хордовым на планете и, таким образом, предком всех позвоночных — рыб, птиц, рептилий и амфибий, млекопитающих, и, в конечном счете, человека.

Впервые окаменелости небольшого похожего на червя животного были обнаружены еще в 1911 году американским палеонтологом Чарлзом Уолкоттом в сланцевой формации Бёрджес-Шейл (Британская Колумбия, Канада). Первоначально пикайю относили к многощетинковым червям из-за сильно выраженного сегментированного строения. Гипотеза о принадлежности пикайи к хордовым была выдвинута Моррисом в семидесятые годы, но не была принята всеми палеонтологами из-за противоречивых анатомических данных.

В статье исследователи приводят приблизительную реконструкцию пикайи, на которой она напоминает современное «живое ископаемое» — ланцетника. Отличается пикайя, прежде всего, наличием щупалец и сильно выраженным спинным плавником, передает Lenta.Ru.