Планеры довольно давно пользуются птичьими приёмами для набора высоты и ускорения. Например, в 2005 году Центр лётных исследований NASA имени Драйдена запустил планер с автопилотом, который продержался в воздухе на час дольше обычного за счёт ловли восходящего потока тёплого воздуха (статическое парение). В 2009 году небольшой радиоуправляемый самолёт был разогнан до 630 км/ч благодаря использованию динамического парения.
Динамическое парение — это способ полёта, основанный на эффекте увеличения скорости ветра в каждом последующем воздушном слое. Если скорость сильного ветра на высоте 1 метр составляет 10 м/с, то на 10-метровой высоте она вырастет в полтора раза. Этим явлением, особенно заметным над поверхностью воды, активно пользуются крупные морские и океанические птицы. Вначале они поднимаются в верхний слой, чтобы запастись инерцией, затем делают петлю и возвращаются в нижний слой на более высокой скорости. При повторении цикла птицы разгоняются ещё сильнее.
Группа исследователей под руководством Салаха Суккарие из Австралийского центра прикладной робототехники при Сиднейском университете разрабатывает систему датчиков, которая отслеживала бы расположение горизонтальных и вертикальных воздушных потоков. Это можно сделать как напрямую — измеряя параметры окружающей среды, так и по косвенным визуальным признакам, например, по форме и размерам облаков. В итоге планер должен эффективно применять статическое и динамическое парение для продвижения по наименее энергозатратному маршруту от точки А к точке В.
Суккарие уже испытал технологию в реальных условиях: с помощью сенсоров электроника аппарата сформировала пространственную карту близлежащих воздушных потоков. Эти сведения могут использоваться для прогноза поведения ветров на расстоянии до нескольких километров в нормальных условиях (при турбулентности – лишь в пределах пары метров), сообщает NewScientist.