Даже маленькие дети способны получать новые сведения и навыки, опираясь на собственные или чужие неудачи. Роботы же до сих пор обучались, подражая идеальным образцам. За этим следит оператор или сложная электроника.
Исследователь Даниэль Гроллман из Лаборатории алгоритмов и систем обучения (LASA) при Федеральной политехнической школе Лозанны (EPFL) предложил альтернативный подход, девиз которого — «Не делай, как я».
В одном из экспериментов механический манипулятор должен был ударить по лежащему на краю стола коробку так, чтобы он встал вертикально. Сначала роботом управлял человек, который намеренно бил по коробку слишком сильно или, наоборот, чересчур слабо. Затем то же пытался сделать сам робот, и быстро справлялся с задачей. Похожий опыт предполагал забрасывание мячика в корзину.
Учёный отмечает, что подобная методика является эффективной, поскольку позволяет сразу отсечь неправильные варианты. В конце концов, рассуждает Гроллман, конечной целью конструирования роботов является именно их способность делать то, чего не может человек.
Результаты исследований Даниэль Гроллман и его коллега Од Биллард представили на конференции ICRA 2011 в Шанхае, проходившей 9–13 мая.