До сих пор никому не удавалось объяснить, каким образом многотонные плиты доставлялись из карьера на равнине Солсбери (английское графство Уилтшир) в Пембрукшир (Уэльс) за 250 километров. Попытки воспроизвести транспортировку с помощью деревянных роликов ничего не дали. К тому же эти ролики должны были оставить в почве глубокий след, но ничего похожего найдено не было.
Ученые изучили каменные шары, обнаруженные в Абердиншире (Шотландия) возле памятника, аналогичного Стоунхенджу, но с гораздо более крупными камнями. Эти шары размером с крикетный мяч имеют подозрительно схожие габариты — в пределах миллиметра. Поэтому исследователи предположили, что камни предназначались для совместного использования.
Учёные взяли доски, проделали в них пазы и для начала вставили туда деревянные шары. Доски поместили на другие доски с вырезанными в них дорожками, а сверху положили бетонные плиты. Археолог Эндрю Янг даже сел сверху, но его коллеге достаточно было подтолкнуть плиту указательным пальцем, чтобы она спокойно сдвинулась.
Американские кинодокументалисты вложили деньги в дальнейшие исследования, показавшие, что древняя подшипниковая конструкция действительно позволяла перемещать тяжёлые грузы на большие расстояния.
По словам профессора Брюса Брэдли, десять быков могли проходить с плитой для Стоунхенджа 15 километров в день. Задние доски с подшипниками просто перемещались вперёд по мере продвижения. Метод не оказывает долгосрочного воздействия на ландшафт, поэтому и следов транспортировки не сохранилось.
Археологические находки говорят о том, что в неолите умели изготавливать длинные доски. Они служили в качестве дорожного покрытия в болотистых местах.
Теперь учёные работают над математической моделью, которая позволит точно оценить масштабы «неолитических грузоперевозок», а также готовятся к максимально аутентичному эксперименту с каменными шарами и дубовыми досками, передает Independent.