Массивные звезды не любят одиночества

27.07.2012, 16:45
Массивные звезды не любят одиночестваФото: newscientist.com
Учёные из Амстердамского университета (Нидерланды) выяснили новые подробности, касающиеся жизни редких массивных звёзд спектрального класса О (всего 0,00003% от общего количества звезд), сообщает «Компьютерра–Онлайн».

Масса этих голубых гигантов может достигать 60 солнечных, поэтому они имеют огромное значение для эволюции Галактики в целом и жизни в частности. Считается, что именно они вносят основной вклад в наработку термоядерным синтезом тяжёлых элементов (кислород, кальций, фосфор и т.п.).

До сих пор считалось, что из-за быстрого сгорания термоядерного топлива в их недрах голубые гиганты живут очень мало, буквально сотни миллионов лет. Если бы Земля вращалась вокруг такого гиганта, жизнь на ней, согласно современным датировкам, просто не успела бы зародиться.

Голландские ученые решили выяснить, как много звёзд О-класса имеют пару (обитают в системе двойной звезды). Доминирующей является теория о том, что такие звёзды обычно одиноки и не имеют светил-спутников. Однако, обследование 71 голубого гиганта О-класса в шести рассеянных звёздных скоплениях Млечного Пути выявило, что 70% из них находятся в системах двойных звёзд.

Это открытие перечеркивает все современные представления об эволюции таких звёзд. Дело в том, что подобные пары неизбежно ведут к образованию тесных систем двойных звёзд и к «подпитке» более массивной звезды за счёт лёгкого компонента. Эта ситуация значительно увеличивает срок их жизни и время для наработки тяжёлых элементов.

Звёзды-вампиры, по результатам проведённого голландцами исследования, составили от 40 до 50% наблюдавшихся звёзд: они заимствовали водород у своих партнёров, продлевая свою жизнь и сокращая жизнь лёгкого напарника. При этом вторая звезда может преждевременно превратиться в сверхновую, причём очень бедную водородом. В этом случае в ней останутся почти одни тяжёлые элементы.

По накопленным наблюдениям, примерно треть всех сверхновых галактик относятся именно к этому типу сверхновых — бедных водородом. Если ранее природа этого явления оставалась неясной, то с учётом нового открытия это легко объяснить, предположив, что взрыв бедного водородом партнёра — закономерный итог «звёздного общежития», если партнёры массивны.

Другим важным следствием существования систем гигантских двойных звёзд является второй сценарий их взаимодействия — постепенное сближение по спирали заканчивается столкновением и весьма бурным слиянием, в процессе которого теоретически может формироваться куда более массивная звезда-сверхгигант, отмечает NewScientist.

Соответствующая работа опубликована в журнале Science.