Британцы поставили эксперимент, в котором нужно было за определённое время решить несколько простых и сложных задач. В простом задании подопытные должны были определиться с тем, куда следует направить движущееся облако точек на экране, а в сложном — решить в уме арифметическую задачу. Успех приносил наградные очки, а провал — штрафные. В самом конце итоговая сумма очков обменивалась на деньги.
После того, как испытуемые поняли, сколько времени занимает то или иное задание, им предложили выполнить максимальное число задач за ограниченный срок с финальным денежным вознаграждением. Здесь им нужно было выбрать сбалансированный подход, избегая двух крайностей. Если человек старался сделать как можно больше, был велик риск ошибиться в задаче, требующей длительного раздумья. Если же он посвящал всё время труднорешаемым проблемам, он мог лишиться бонусов за лёгкие задачи.
Как пишут исследователи в журнале Psychological Science, добровольцы правильно соотносили время и выгоду, независимо от того, сложные им предстояли задания или простые. Решение серии из смешанных задач приносило такой же выигрыш, что и решение исключительно трудных. В первом случае неверные ответы компенсировались более простыми заданиями.
Из этого следует, что вероятность правильного решения зависит от контекста, в котором находится задача, в том числе от других проблем, требующих решения, и от отпущенного на это времени, заключают исследователи в журнале Association for Psychological Science.