Ученые обобщили новые данные об астероиде Веста

12.05.2012, 00:24
ВестаВеста

Фото: NASA
Журнал Science напечатал шесть статей, обобщающих массив новых данных об астероиде Веста, сообщает «Компьютерра–Онлайн». Эти данные были переданы американским космическим аппаратом Dawn, дежурящим на орбите небесного тела с середины 2011 года. 26 августа зонд отправится к своей следующей цели — карликовой планете Церера, встреча с которой произойдет в 2015 году.

Аппарат Dawn собрал убедительные доказательства в пользу того, что Веста действительно является источником вестоидов, которые входят в семейство астероидов HED (говардиты, эвкриты и диогениты). На их долю приходится 6% всех метеоритов, падающих на Землю. Наблюдения показали, что состав поверхности Весты совпадает с вестоидами, а столкновение, которое привело к образованию большого кратера в районе южного полюса астероида, могли выбросить в космос достаточно материала для формирования этих семейств.

Зонд также предоставил новые доказательства того, что Веста образовалась всего примерно 2 миллионов лет спустя после появления первых твёрдых тел в Солнечной системе. На самом деле она представляет собой зародыш, которому не посчастливилось стать планетой. «Вполне вероятно, что Веста была когда-то больше, чем сегодня, — отмечает главный исследователь проекта Крис Рассел из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США). — Огромные фрагменты откололись в результате протопланетных столкновений. Тем не менее, Веста была достаточно большой, чтобы сформировать металлическое ядро, окружённое каменной мантией». Радиус ядра оценивается в 110 километров, тогда как диаметр астероида составляет около 530 километров.

Одним из самых главных открытий стало обнаружение на южном полюсе двух крупных кратеров, частично перекрывающих друг друга. Столкновения выбили приповерхностные месторождения лёгких эвкритов и обнажили более глубокие и тяжёлые диогениты. Удары были настолько сильными, что центральный пик высотой 22 километров в центре более позднего кратера не уступает крупнейшей горе Солнечной системы — марсианскому Олимпу.

По мнению специалистов, ударные волны заставили Весту дрожать, как колокол, в результате чего возникло несколько впадин, опоясывающих экватор. Однако механизм этого процесса до конца не ясен.

Оба кратера сравнительно молоды: Вененейя возник около 2 миллиардов лет назад, а возраст Реясильвии диаметром около 500 километров составляет 1 миллиард лет. До сих пор ученые полагали, что оба кратера образовались в период поздней тяжёлой бомбардировки 3,5–4 миллиарда лет назад, когда пояс астероидов был густо населён и столкновения случались чаще.

Ученым до сих пор неизвестна природа светлых и тёмных образований на поверхности астероида. Возможно, этот материал был занесен на Весту из более далёких областей пояса астероидов, или они являются результатом древней вулканической активности.