По словам исследователей, для детей дошкольного возраста самым неоспоримым аргументом является указывающий жест. Если ребёнок видит направленный в какую-либо сторону указательный палец, он согласится с чем угодно, даже если это противоречит его собственному опыту.
Исследователи ставили следующий эксперимент: сорока восьми дошкольникам разного пола показывали видеозапись с двумя женщинами, четырьмя чашками и шариком. Одна из женщин говорила, что собирается спрятать один из шариков, вторая отворачивалась к стене, и первая убирала шарик под одну из чашек. Важно то, что дети тоже не видели, куда женщина прячет шарик: чашки были закрыты ширмой, героиня в кадре просто что-то делала с предметами. Затем ширму перед чашками убирали, и две женщины снова садились рядышком. После чего у детей спрашивали, какая из женщин знает, где находится спрятанный шарик.
Если героини при этом просто сидели, сложив руки на коленях, дети отвечали почти всегда правильно: они знали, какая женщина стояла, отвернувшись к стене, а какая — прятала шарик. Если женщины показывали взглядом на чашки, то дети тоже отвечали правильно, не обращая внимания на то, куда были направлены взгляды. В том же случае, когда героини показывали пальцем на ту или иную чашку, начиналась неразбериха. В одном случае на чашку указывала «знающая» женщина, в другом — «незнающая», и дети предпочитали ту, которая показывала пальцем. Доля правильных ответов падала до статистически случайной величины.
Чтобы удостовериться, что дети понимают, о чём их просят, исследователи задавали другой группе детей вопрос: «Какая из женщин прятала шарик?» В этом случае ответ был всегда правильным. Очевидно, что даже если они знали, кто прятал шарик, указующий жест всё равно убеждал их в том, что тот, кто показывает пальцем, знает заведомо больше и обладает большим авторитетом.
Психологи связывают это с тем, что в первые годы жизни жестикуляция играет колоссальную роль в общении детей с другими людьми. Дети исходят из того, что жесты соответствуют действительности — иначе с их помощью было бы невозможно установить контакт. Поэтому тот, кто «показывает пальцем», и был для них обладателем подлинного знания, пишет «Компьютерра–Онлайн».
Статью с результатами исследований психологи опубликовали в журнале Psychological Science.