Астрономы нашли десять блуждающих планет

19.05.2011, 22:58
блуждающая планетаблуждающая планета

Фото: NASA
Астрономы из Японии и США обнаружили несколько газовых гигантов, самостоятельно блуждающих по Галактике без каких-либо родительских звёзд, сообщает Мембрана. По мнению ученых, таких тел в Млечном Пути должно быть очень много.

Непосредственно увидеть такие планеты нельзя, но их обнаружили по гравитационному микролинзированию — кратковременному искажению света далёкой звезды при прохождении планеты между ней и наблюдателем.

Ранее учёные уже открывали свободно путешествующие объекты планетарной массы, но это были очень крупные газовые гиганты, которые даже можно было отнести к коричневым карликам. Новые же планеты представляют собой миры с массой как у Юпитера.

При обнаружении предыдущих одиноких объектов специалисты решили, что такие тела возникают самостоятельно, из первичных газовых облаков, то есть по схеме образования звёзд. Для новых объектов такая схема образования непригодна. По оценке авторов исследования, если бы одинокие Юпитеры сами конденсировались посреди космоса, таких в данном обзоре их удалось бы найти только пару, а не десять штук.

Есть также шанс, что некоторые планеты из десятки все-таки вращаются вокруг какой-то звезды, только по чрезвычайно удалённой орбите. Однако вероятность этого учёные оценивают как низкую, поэтому выдвигают для таких планет иную версию происхождения.

По их мнению, такие планеты были рождены в обычных планетарных системах, но вскоре выброшены прочь из-за гравитационного взаимодействия при близком прохождении других крупных планет или звёзд. Освободившиеся из-под опеки родительской звезды миры переходили на орбиты вокруг центра Галактики.

Астрономы указывают, что процессы выброса планет из молодых систем должны быть обычными, в связи с чем независимых от звёзд планет в Млечном Пути едва ли не вдвое больше, чем звёзд.

При этом выявить такие планеты затруднительно, поскольку большая часть из них должна быть сравнима по массе с Землёй (лёгкие планеты чаще выбрасываются своей звездой). В то же время метод поимки через микролинзирование достаточно чувствителен лишь для обнаружения Юпитеров.

Если новая гипотеза верна, число планет в Галактике чудовищно велико. Это интересно со многих точек зрения, в том числе и в плане возможности существования инопланетной жизни.

Хотя одинокие миры освещены лишь слабым светом удалённых звёзд, по одной из теорий блуждающие планеты всё же могли бы поддерживать у себя нормальные условия для жизни за счёт аннигиляции тёмной материи, пишет JPL.