На конференции по робототехнике и автоматизации ICRA 2011 в Шанхае японцы рассказали о недавних испытаниях небольшого робота с тремя парами крыльев и парой пропеллеров. Эта машина, представляющая собой экраноплан, летает почти касаясь земли.
Создатели робота намерены с его помощью отработать алгоритмы быстрой автоматической коррекции такого аппарата по крену, тангажу и рысканию. Аппараты, построенные на основе бота, должны будут летать в закрытом с двух сторон коробе, не касаясь стенок.
Если компьютеры научатся тщательно контролировать полёт экраноплана, это станет важным шагом в проекте Aero-Train, над которым японцы работают уже двадцать лет.
Общая идея «воздушного поезда» заключается в том, что для сокращения энергетических затрат на перемещение вагона, его следует поднять над дорогой. Наиболее известный способ левитации такого аппарата — магнитная подвеска. Однако данный метод очень дорог. Короткие крылья, воздушные винты и экранный эффект представляются куда более доступным вариантом.
Полноразмерный поезд такого типа насчитывал бы в длину более 80 метров, весил бы 70 тонн и перевозил бы три сотни пассажиров со скоростью 500 километров в час. При этом он был бы безопаснее и удобнее самолёта. Энергию для поезда, по замыслу японцев, вырабатывали бы ветряки и солнечные батареи, установленные вдоль пути и на станциях.
Получаемый от возобновляемых источников ток должен попадать в буферные накопители для сглаживания неравномерности в мощности, а далее он отправлялся бы на борт аэропоезда, у которого на концах крыльев должны быть смонтированы токосъёмники.
Пока изобретатели летающего вагона тестируют различные прототипы. Накопленный на роботах опыт японцы собираются применить в пилотируемом аппарате, который развивал бы 200 километров в час, сообщает IEEE Spectrum.
Усовершенствованный двухместный «аэропоезд» будет называться ART003. Следующий возможный шаг — постройка аналогичного аппарата, рассчитанного на шестерых и способного разгоняться до 350 километров в час.
Девять лет назад американцы уже предлагали идею «аэропоезда», взлетавшего с подвесного монорельса при достижении необходимой скорости. Идея не нашла реализации из-за солидной цены на дороги и сложности с управлением таким поездом.
Японцы работают над проблемой компьютерного управления и рассчитывают сделать цену привлекательной. Единственное, с чем пока не могут справиться инженеры — очень сильный шум, который будет издавать Aero-Train.