Геном платяной вши оказался самым коротким

22.06.2010, 19:59
Pediculus humanus humanusPediculus humanus humanus

Фото: afpmb.org
Ученые расшифровали геном платяной вши Pediculus humanus humanus. Оказалось, что насекомое-паразит, обитающее на одежде и теле человека, обходится очень малым количеством генов. На сегодняшний день платяная вошь является обладателем самого маленького среди насекомых генома, пишет со ссылкой на работу ученых из университета штата Иллинойс в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Биологи выяснили, что геном платяной вши содержит всего 108 миллионов пар нуклеотидов — «кирпичиков» ДНК. В геноме человека около трех миллиардов нуклеотидных пар, а в геноме тли, расшифрованном в начале 2010 года — 520 миллионов нуклеотидных пар.

Ученые полагают, что такая генетическая бедность связана с высоким уровнем специализации нательной вши — она обитает строго в одной экологической нише и использует единственный источник пищи — человеческую кровь. «Лишних» генов, которые позволили бы P. h. humanus приспосабливаться к иным условиям обитания, у нее нет. У вши также очень мало генов, отвечающих за чувства вкуса и обоняния.

Кроме того, анализ показал, что в геноме P. h. humanus по сравнению с другими насекомыми меньше всего генов, связанных с системами детоксикации. Это знание пригодится для разработки инсектицидов, способных убивать платяных вшей.

Биологи также выяснили, что в теле вши обитает бактерия-симбионт Candidatus Riesia pediculicola, производящая для нее витамин Б5. Для того чтобы лучше понять биологию платяной вши, ученые расшифровали и геном бактерии. Также как и в случае с P. h. humanus он оказался заметно меньше, чем у «родственных» видов, ведущих свободный образ жизни.