В Испании созданы самые чувствительные весы в истории

04.04.2012, 13:49
В Испании созданы самые чувствительные весы в историиФото: blueberryforest.com
Испанские исследователи из Каталонского института нанотехнологий построили самые чувствительные весы, когда-либо существовавшие на Земле, сообщает журнал Nature Nanotechnology. Новое устройство способно взвесить отдельный протон.

Весы, имеющие дело не просто с атомами, а с их частями, весьма пригодятся учёным, которым нужно различать мельчайшие количества разнообразных материалов. Кроме того, они помогут медикам в поисках различий между кажущимися идентичными биологическими молекулами.

Для создания устройства ученые использовали короткие углеродные нанотрубки (~150 нм), которые вибрировали с частотой около 2 ГГц, представляя собой наномеханический резонатор. Измерения веса производятся с помощью фиксирования изменений в вибрациях при размещении объектов на нанотрубках.

В ходе экспериментов исследователям удалось взвесить атом ксенона (в вакууме) с точностью до 10-24 грамма (одна септиллионная часть) или до одного йоктограмма. Измерения проводились после первого нагревания нанотрубок, потребовавшегося для удаления любых других атомов, которые могли на них находиться.

Затем исследователи обнаружили, что новому прибору по силам взвесить даже единичный протон (1,7 йоктограмма), и это по-настоящему выдающийся результат. Предыдущий рекорд чувствительности массы составлял 100 йоктограммов.

Судя по всему, новые «весы» будут полезны в химии и физике активных поверхностей, в магнитометрических и масс-спектрометрических приложениях для взвешивания клеток, газовых молекул и биомолекул, пишет «Компьютерра–Онлайн» со ссылкой на PhysOrg.