Найдены следы света первых звезд во Вселенной

02.11.2012, 20:00
гамма-кванты в пояснительном видеоролике NASAгамма-кванты в пояснительном видеоролике NASA

Фото: LiveStream.Ru
Астрофизики, работающие с данными, поступающими от космического гамма-телескопа «Ферми», обнаружили следы света первых звезд во Вселенной, сообщает Lenta.Ru. Работа ученых опубликована в журнале Science, а кратко ее детали изложены на сайте NASA.

В отличие от реликтового микроволнового излучения Большого взрыва, излучение первых звезд очень тяжело обнаружить, поскольку оно находится в тех же диапазонах, что и у современных звезд и галактик.

Для того, чтобы его найти, ученые исследовали следы поглощения первого света звезд в спектре блазаров. Блазарами называют мощные компактные источники излучения в центре галактик, которые представляют собой джеты свермассивных черных дыр. Они способны испускать очень высокоэнергетическое гамма-излучение.

Авторы обратили внимание на то, что во времена образования первых звезд, гамма-кванты, испускаемые блазарами, могли взаимодействовать с их излучением и образовывать пары частиц (процесс, обратный аннигиляции частицы и античастицы, в результате которого образуются два гамма-кванта). Образование пар должно было снизить количество высокоэнергетических гамма-квантов в спектре первых блазаров. Именно это и удалось обнаружить астрофизикам при помощи «Ферми».

Космический телескоп «Ферми» (или GLAST), бал запущен на орбиту в 2008 году. За несколько лет его работы ученые смогли составить самую подробную на данный момент карту источников гамма-излучения. Строящийся ему на замену космический телескоп «Джеймс Вебб» будут оснащен детектором, способным напрямую увидеть смещенный в красную область свет первых звезд.