Марсианский булыжник оказался похожим на земные камни

12.10.2012, 19:46
камень «Джейк Матиевич», на котором красным обозначены места попадания лазера ChemCam, а фиолетовым — зоны, обследованные APXSкамень «Джейк Матиевич», на котором красным обозначены места попадания лазера ChemCam, а фиолетовым — зоны, обследованные APXS

Фото: NASA
Исследованный ровером Curiosity марсианский камень, получивший название «Джейк Матиевич», оказался очень похож на некоторые земные вулканические породы, сообщает Lenta.Ru. Булыжник стал первым объектом подробного геологического анализа марсохода.

Марсоход исследовал камень двумя независимыми методами — при помощи лазерной пушки СhemCam и спектрометра APXS.

ChemCam позволяет проводить анализ химического состава удаленных объектов, испуская лазерный луч и наблюдая за испарением вещества в месте его попадания. На основании образующегося при этом спектра излучения делается вывод о концентрации тех или иных элементов в породе.

Спектрометр APXS определяет химический состав другим способом. Он использует облучение альфа-частицами и анализирует их взаимодействие с ядрами атомов на поверхности объекта.

Анализ горной породы показал его сильно гетерогенную, гранулярную структуру. Каждая из 14 точек попадания лазера ChemCam отличалась по своему химическому составу от других. Кроме того, в минерале было впервые обнаружено нехарактерное для Марса пониженное содержание магния и железа. Предыдущие исследования, проводимые аппаратами Spirit и Opportunity? таких минералов не обнаруживали.

По словам Ральфа Геллерта (Ralf Gellert), возглавляющего группу, анализировавшую данные APXS, «Джейк Матиевич является весьма необычным марсианским камнем. В нем много элементов, характерных для полевого шпата». По словам члена команды, управляющей марсоходом, Эдварда Столпера, камень сильно напоминает по химическому составу редкие, но хорошо известные виды минералов вулканического происхождения на Земле.

Камень получил свое название в честь математика и инженера Джейкоба Матиевича (в транскрипции NASA «Матиовика»), участвовавшего в разработке марсохода и не дожившего до начала его работы.

В настоящее время марсоход возобновил свою миссию, приступив к тестированию системы доставки мягкого грунта во внутреннюю камеру. Ранее сообщалось, что марсоход приостановил исследования из-за того, что исследователи обнаружили на снимках блестящий объект, который оказался пластиковым фрагментом ровера.