В ходе экспериментов участников распределяли на группы по четыре человека и каждому из них выдавали по 40 центов. Затем добровольцам предлагали внести произвольную сумму в общий фонд группы. Итоговую сумму обещали увеличить ровно в два раза и поровну раздать всем членам группы. Таким образом, если каждый участник пожертвовал бы по 40 центов, то в конце эксперимента получил бы 80 центов.
С другой стороны, если бы человек ничего не внес в общий фонд, а остальные пожертвовали бы по 40 центов, он получил бы сверх сэкономленных 40 дополнительные 60 центов.
Авторы обнаружили, что те, кто дольше размышлял над решением, в среднем вносили меньшие суммы — 21 против 27 центов. Это можно было бы объяснить корреляцией между медлительностью и эгоизмом, поэтому в следующем эксперименте задание усложнили.
Добровольцев разделил на две части: одним нужно было принять решение о сумме взноса менее чем за 10 секунд, а другим наоборот — подождать 10 секунд, а затем огласить решение. Ученые наблюдали тот же эффект — те, кто перед пожертвованием дольше думал, вносили меньшую сумму.
Ученые провели две серии экспериментов — с удаленными добровольцами (участвующими в проекте Amazon Mechanical Turk) и в обычных лабораторных условиях. Хотя средняя сумма пожертвований в разных сериях была разной, «эффект размышления» был одинаково ярко выражен.
По мнению психологов, результаты эксперимента говорят об интуитивной природе склонности к сотрудничеству. Эгоистическое поведение в данном случае наоборот, является продуктом размышления и расчета.
Ранее другая группа психологов показала, что аналитические размышления снижают религиозность. Добровольцы, которым приходилось выполнять аналитические задания непосредственно перед опросом, в среднем отвечали менее «религиозно» чем контрольная группа, передает Lenta.Ru.