Найдены практически универсальные антитела против гриппа

13.08.2012, 22:39
H1N1H1N1

Фото: ioe.ucla.edu
Исследователи открыли антитела, которые могут связываться с участком вирусного белка, общим для вирусных частиц А- и В-типа, сообщает «Компьютерра–Онлайн».

Вирус гриппа делится на три группы — А, В и С. Самые опасные эпидемии вызывает грипп А (к нему относится штамм H1N1, известный также как свиной грипп). Грипп В менее агрессивен, и не склонен мутировать в сверхопасные штаммы, но именно он вызывает обычный грипп, которым каждый год болеет множество человек. Против вируса создаются вакцины, но все его типы и штаммы могут уходить от иммунных атак: вирус модифицирует свои белки так, чтобы антитела его не заметили.

Исследователи из Института Скриппса (США), занимаясь созданием вакцины против гриппа В, нашли антитела, которые реагируют не только на грипп В, но и на грипп А. Учёные анализировали огромный спектр антител, который был получен из иммунных клеток людей, привитых обычной сезонной вакциной против гриппа. Эти антитела проверялись на взаимодействие с разными видами вируса.

Благодаря этому было найдено три вида иммуноглобулинов. Первые два успешно защищали мышей при введении смертельной дозы вируса В. Кристаллографический анализ показал, что эти антитела связываются со сверхконсервативными участками вирусного гемагглютинина — белка, с помощью которого вирус входит в контакт с клеткой.

Третий вид антител, как оказалось, мог связываться не только с белками гриппа В, но и с белками гриппа А, в том числе его штамма H1N1. Эти иммуноглобулины были специфичны к особой части молекулы гемагглютинина, от которой зависела конформационная перестройка вирусного белка. Без нее грипп мог сесть на клеточную мембрану, но не мог пройти внутрь клетки.

В статье, опубликованной в журнале Science, авторы пишут, что по эффективности это третье антитело уступало первым двум, взаимодействовавшим только с гриппом В, но при этом в экспериментах in vitro антитело проявляло себя хуже, чем в опытах с живыми мышами. Это значит, что в более реалистичных условиях живого организма у этих антител проявляются скрытые возможности. Поэтому не исключено, что новые результаты послужат основой для создания универсальной вакцины против гриппа.