Для того, чтобы доказать свою точку зрения, исследователи провели серию экспериментов с добровольцами. Участников наделили реальными, хотя и временными властными полномочиями и оценивали, как у испытуемых меняются оценки важных для них вещей.
Учёные отбирали людей, для которых важными были грубость, честность или общительность, и просили их сыграть в некую словесную игру. Одни игроки получали слова с нейтральной окраской — например, «бумага» или «доска». Другие оперировали понятиями, которые никогда их особо не занимали: так, человек с основным принципом честности играл со словами, имеющими отношение к понятию «грубый». После словесной игры участников просили оценить какое-нибудь выражение — например, такое: «Встретив друга, Дональд сказал, что от него плохо пахнет». И испытуемый должен был ответить, поступил ли Дональд грубо или нечестно.
Если человек играл до этого в словесную игру с нейтральными словами, его первоначальные установки не менялись. Если же он имел дело с существенными понятиями, которые отличались от его собственных, он начинал рассуждать в русле новых установок. То есть тот, кому была важна в окружающих честность, начинал оценивать их в рамках «грубо — не грубо». В другом варианте эксперимента акцент делался на эгоистичное или альтруистичное поведение, и опять всё зависело от «словесного программирования»: альтруисты становились эгоистами, если имели дело с соответствующими понятиями.
Самое же главное, по словам ученых, что у безвластных людей, которые составляли контрольную группу, таких изменений в поведении не происходило. Можно сказать, что они оставались верны своим принципам.
Это означает, что чем большей властью обладает человек, тем сильнее он подвержен посторонним влияниям. Психологи считают, что такая внушаемость «людей из власти» есть оборотная сторона тех возможностей, которые им эта власть предоставляет. Больше возможностей означает больше вариантов поведения, но одновременно и больше рисков. Поэтому власть, в первую очередь, демонстрирует не столько характер того, кто её получил, сколько нрав его ближайшего окружения.